|
  
|
Як-1Б -> Истребитель-перехватчик
Як-1Б с улучшенными обзором, бронированием и
вооружением является модификацией серийного самолета Як-1 М-105ПА N35-60
производства саратовского завода N 292. Этот самолет находился в
эксплуатации в ПВО Москвы. В июне 1942 г. он подвергся в ОКБ А.С.Яковлева
восстановительному ремонту и переделкам, во время которых на нем были
выполнены следующие работы:
- По обзору - для лучшего обзора задней полусферы верхний
гаргрот фюзеляжа за кабиной пилота понижен, фонарю придана
удобообтекаемая (каплеобразная) форма; для меньшего искажения предметов
боковые стенки козырька и подвижной части фонаря выполнены плоскими
взамен выпуклых; внутри кабины перед козырьком установлено зеркало.
- По бронированию - для защиты головы летчика спереди и
сзади установлены прозрачные бронестекла, головы летчика сзади сверху -
броненадголовник на подвижной части фонаря, левой руки -
бронеподлокотник.
- По вооружению - взамен двух синхронных пулементов ШКАС
с боезапасом 1500 патронов установлен один синхронный пулемет УБС с
боезапасом 200 патронов; сохранена мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120
снарядов (со 127-й серии, март 1943 г. - 240 патронов для пулемета и 140
снарядов - для пушки); снята система пневмоперезарядки пушки;
механический и пневмомеханический спуски пушки и пулемета заменены
соответственно на электрический и пневмоэлектрический; оптический прицел
ОПБ заменен на кольцевой механический ВВ-1, что явилось следствием
настойчивых требований строевых частей, не удовлетворенных плохим
качеством оптических прицелов.
Серийную ручку управления самолетом заменили на ручку
Р-1, как у Me-109. Управление огнем теперь осуществлялось одной правой
рукой нажатием большим и указательным пальцами на спусковую кнопку и
спусковой крючок, расположенные на ручке управления самолетом. При этом во
время стрельбы при непрерывном чередовании в бою огня и маневра не
требовалось, как при старой ручке с двумя гашетками, переносить левую руку
с сектора газа на гашетки, что затрудняло управление самолетом и ведение
прицельного огня. Улучшение обзора, особенно задней полусферы, давало
большое преимущество в бою, ибо позволяло летчику видеть находящегося
сзади противника. Hасколько летный состав строевых частей был
заинтересован в улучшении обзора, показывает следующий пример. В 1942 г. в
42 иап, которым командовал майор Ф.И.Шинкаренко, летчики и техники сами по
собственной инициативе выполнили эту работу. Установка нового
вооружения усилила огневую мощь самолета Як-1. Секундная масса залпа
увеличилась в 1,15 раза по сравнению с Як-1 со старым вооружением, стала
равной секундной массе залпа ЛаГГ-З последних выпусков и больше, чем у
МиГ-З в 1,66...2,1 раза. Она превосходила секундный залп Me-109F-2 в 1,1
раза, трехточечного Me-109G-2 в 1,2 раза и уступала пятиточечному
Me-109G-2 в 2,2 раза. Первые совместные заводские и государственные
испытания Як-1 с УБС проводились еще в 1941 г. на заводе N292. Замена
малоэффективных мелкокалиберных пулеметов ШКАС на крупнокалиберные УБС
повысила вероятность поражения самолетов противника и позволила поражать
их при меньшем числе атак. Полетная масса Як-1 при этом не только не
увеличилась, но даже уменьшилась на 8,5 кг. Летные характеристики
практически не изменились. По аналогии с Як-7Б самолеты Як-1 с
пулеметом УБС иногда называли Як-1Б (Як-1б), особенно в документах
строевых частей. Производство модифицированного Як-1 (Як-1Б)
N35-60 было закончено 1 июля 1942 г., он был предъявлен в HИИ ВВС как
эталон по обзору, бронированию и вооружению и проходил госиспытания с 4 по
14 июля 1942 г. Было выполнено 16 полетов общей продолжительностью 8 ч 15
мин. Испытания проводила бригада HИИ ВВС в составе: летчик А.Г.Прошаков,
ведущий инженер М.А.Пронин, техник Л.В.Hиколаев. В облете участвовали
летчики-испытатели HИИ ВВС П.М.Стефановский, А.Г.Кочетков, Л.М.Кувшинов,
В.И.Хомяков. В акте по результатам госиспытаний было отмечено,
что обзор вперед, в стороны и назад через бронестекло и прозрачную заднюю
часть фонаря хороший и является самым лучшим по сравнению со всеми нашими
самолетами-истребителями . Серийное производство Як-1Б началось
с сентября 1942 г. в соответствии с постановлением ГКО от 11 августа 1942
г. В сентябре было выпущено 10 самолетов, а с октября выпускались только
самолеты Як-1Б. Всего их было построено 4188. С 10 декабря 1942 г. по 28
января 1943 г. самолеты Як-1Б проходили войсковые испытания на боевое
применение в 32 гв. иап 210 иад 3 ВА (Калининский фронт) и в 176 иап 283
иад 16 ВА (Сталинградский фронт). За время войсковых испытаний
на 58 самолетах было совершено 669 боевых вылетов с налетом 6174,
проведено 38 воздушных боев, в результате которых сбито 25 самолетов
противника, в том числе: Me-109F - 5, Ju-87 - 8, He-111 - 3, Hs-126 - 2,
FW-190 - 6, Ju-88 - 1. Свои потери: 6 Як-1Б. Hовая система
управления огнем и кабина с улучшенным обзором задней полусферы получили
высокую оценку летного состава и были приняты для установки на всех
самолетах истребительного типа. Были одобрены и остальные изменения,
произведенные ОКБ. Следует отметить, что еще в 1940 г. Ю.Б.Эскин, директор
завода N301, в докладной на имя наркома авиационной промышленности
А.И.Шахурина сообщал, что им совместно с А.С.Яковлевым проверена
возможность установки на Як-1 37-мм пушки Б.Г.Шпитального. Проверка
показала, что пушка калибра 37 мм не может быть установлена на Як-1, ибо
для ее установки потребовалось бы изменение компоновки кабины и удлинение
фюзеляжа.
|
|
Тактико-технические характеристики:
|
|
Год принятия на вооружение
|
- 1943
|
Размах крыла, м
|
- 10.0
|
Длина, м
|
- 8.48
|
Высота, м
|
-
|
Площадь крыла, м2
|
- 17.15
|
Масса, кг
|
|
- пустого самолета
|
- 2394
|
- нормальная взлетная
|
- 2883
|
Тип двигателя
|
- 1 ПД М-105ПА
|
Мощность, л.с.
|
1 х 1180
|
Максимальная скорость , км/ч
|
|
- у земли
|
- 478
|
- на высоте
|
- 563
|
Практическая дальность, км
|
- 810
|
Максимальная скороподъемность, м/мин
|
- 847
|
Практический потолок, м
|
- 10400
|
Экипаж
|
- 1
|
Вооружение:
|
 1x20-мм пушка ШВАК
 1x12.7-мм пулемет УБС,
 до 200 кг бомб
|
|
|
|
 
 В фотоальбом  добавлена новая  фотография И-16
|
 "...Лётчик должен  уметь летать на  всём что умеет
 летать и хоть не  много на том что  летать вообще не  может."
|
|